Первый алматинский конкурс молодых ювелиров
«Бабадан қалған кәсіп»
25 ноября 2020 года состоялся заключительный этап подведения итогов Первого городского конкурса «Бабадан қалған кәсіп» молодых ювелиров Алматы.
Этот конкурс впервые в истории ювелирного искусства Казахстана провела инициативная Алматинская Палата Ремёсел совместно с Проектным офисом «Рухани жаңғыру» по городу Алматы и музеем южной столицы. Во многом уникальное событие состоялось благодаря активности заместителя руководителя Палаты Дамели Жанашевой, этнографу Мерекеевой Сауле Карибаевны и пресс-секретаря Ирины Волковой.
В состав жюри вошли:
- Конырова Гульнара Калеловна – директор Проектного офиса «Рухани жаңғыру» по г.Алматы, председатель жюр
- Бектурсынов Нурлан Журтыбаевич-ювелир, художник – реставратор музея Алматы
- Шкляев Леонид Васильевич – искусствовед, член Союза дизайнеров, преподаватель Казахской Национальной академии искусств им. Т. Жургенова
- Шкляева Светлана Аркадьевна – искусствовед, профессор, кафедра художественная обработка камня
- Сапакова Гульсим Сагатпаевна – гл.эксперт офиса «Рухани жаңғыру» по г.Алматы
Жюри конкурса определило призовые места участников конкурса. Охотно делимся информацией:
1 место, по единогласному мнению членов жюри, было отдано Мадине Нурпеисовой, выпускнице КазНАИ им. Т. Жургенова этого года.
Второе место у Султан Куаныша, выпускника КазГАСА.
Третье место получил Жаракат Махамбет, выпускник КазНАИ им. Т. Жургенова.
Финалисты-победители были награждены дипломами соответственно І, ІІ, ІІІ степени и денежными призами, а все остальные участники – сертификатами конкурса.
Можно отметить то, что название конкурса обращает наше внимание на явление преемственности ювелирного мастерства многими поколениями: самые ранние археологические находки украшений на территории Казахстана относятся к эпохе неолита. Другой важный момент уже нашей действительности – это государственный документ “Программа «Рухани жаңғыру»”, в которой обозначены приоритеты развития общества. «Духовное возрождение», «Современная казахстанская культура в глобальном мире» как краткие названия-тезисы Программы вполне можно отметить в содержании работ участников конкурса.
Так чем же всё-таки отличаются выделенные работы? Начну свой обзор с покорившего жюри гарнитура, получившего первое место.
В наборе Мадины Нурпеисовой, серьгах и подвеске (серебро, бирюза), любопытно обращение к выразительному изобразительному искусству древних петроглифов страны. Свободная рельефная импровизация сюжетов в авторском исполнении напоминает наскальные изображения урочища Ешкиольмес со сценами охоты. Художница применяет интересный прием размещения фигур охотников в своих композициях – они находятся на «свитке», закрепленном на сторонах ромбов – общего абриса украшений. А ромб, как мы помним, это древний символ плодородия, часто встречающийся в украшениях разных эпох истории Казахстана. Интересно, как Мадина решает соединение сторон ромба, – оно напоминает крепление плотными витками проволоки украшений сакской эпохи и сохранившегося до наших дней в способах закрепления верёвками кереге юрты. Эти, безусловно, интересные находки в композиции, отсылающие наше внимание вновь к истории страны и народному искусству. Необычна и актуальная асимметрия в решении сережек – на правой серьге изображен всадник-охотник-воин, на левой – горный козел, символ небесной хварны, хорошо знакомой нам по находкам из кургана Иссык. В серьгах фигуры символические фигуры всадника и горного козла выводятся за пределы композиционной плоскости развернутого «свитка».
Подвеска с большим камнем-желваком бирюзы (и камень выбран со смыслом, фирузе – персидское слово, а переводится как победа!) продолжает авторскую тему древней охоты в гарнитуре. В подвеске интересен приём решения серебряного фона для фигур, он патинирован и создает необходимый контраст для полированных изображений охотников.
Итак, мы видим новое авторское решение гарнитура женских украшений. В нем органично отразились традиционные приемы казахского ювелирного дела, исторические образы и смелость авторского композиционного замысла. Целостное видение в единой теме разных и сложных частей набора – всегда интересный процесс, позволяющий оценить и усилия, и озарения художника.
Второе место отдано Султану Куанышу за сохранение и интерпретацию традиций народного ювелирного дела – выбор форм, материалов (перламутра и жемчуга), техники зерни, филиграни в орнаментальной композиции и позолоты серебра. Набор украшений молодого художника выполнен в сложной сквозной и накладной филиграни. Перламутр, по народным поверьям, мощный оберег от злого сглаза, а жемчуг в тюркском средневековье означал высочайший символ сущности духовного. В традиционное время сохранился народный обычай освящать перламутровые и жемчужные ожерелья под «лучами молодого месяца, чтобы иметь много детей: небесным светилам прежде всего отводилась роль оплодотворяющего начала» (Н.Г. Борозна).
И, наконец, третье место было присуждено Жаракат Махамбету за освоение и сохранение традиционных приёмов выполнения украшений и их деталей – в частности, серебряного кольца свахи құдағи жүзік; подвески – кулона с цепочкой ручной сборки, в которой каждое отдельное звено запаивается и соединяется со следующим, и использование в декоре цветной эмали, столь характерной для украшений Южного Казахстана.
Безусловно, все представленные на выставке украшения молодых авторов ценны своими поисками эмоционального образа и содержательной формы, но конкурс отличается духом соревнования, сравнения, и это всегда выбор!
Очень хочется думать о том, что проявленная инициатива при организации городского конкурса молодых художников-ювелиров, обязательно будет продолжена и в дальнейшем приобретет масштабы яркого художественного события всей страны и зарубежья! Как продолжение конкурса в следующие годы можно будет предлагать разные номинации, например, «Сохранение традиций», «Художественный образ», «Новые материалы», «Уникальные формы» и многие другие; категории – так, украшения могут быть выполнены и в материале, и в макете или в 3D, то есть возможности здесь неограниченны.
С. А. Шкляева, кандидат искусствоведения,
профессор КазНАИ им. Т. К. Жургенова