О первом конкурсе молодых ювелиров «Бабадан қалған кәсіп»

Первый алматинский конкурс молодых ювелиров  

«Бабадан қалған кәсіп»

 

25 ноября 2020 года состоялся заключительный этап подведения итогов Первого городского конкурса «Бабадан қалған кәсіп» молодых ювелиров Алматы.

Этот конкурс впервые в истории ювелирного искусства Казахстана провела инициативная Алматинская Палата Ремёсел совместно с Проектным офисом «Рухани жаңғыру» по городу Алматы и музеем южной столицы. Во многом уникальное событие состоялось благодаря активности заместителя руководителя Палаты Дамели Жанашевой, этнографу Мерекеевой Сауле Карибаевны   и пресс-секретаря Ирины Волковой.

 

В состав жюри вошли:

  1. Конырова Гульнара Калеловна – директор Проектного офиса «Рухани жаңғыру» по г.Алматы, председатель жюр
  2. Бектурсынов Нурлан Журтыбаевич-ювелир, художник – реставратор музея Алматы
  3. Шкляев Леонид Васильевич – искусствовед, член Союза дизайнеров, преподаватель Казахской Национальной академии искусств им. Т. Жургенова
  4. Шкляева Светлана Аркадьевна – искусствовед, профессор, кафедра художественная обработка камня
  5. Сапакова Гульсим Сагатпаевна – гл.эксперт офиса «Рухани жаңғыру» по г.Алматы

 

      

Жюри конкурса определило призовые места участников конкурса. Охотно делимся информацией:

1 место, по единогласному мнению членов жюри, было отдано Мадине Нурпеисовой, выпускнице КазНАИ им. Т. Жургенова этого года.

Второе место у Султан Куаныша, выпускника КазГАСА.

Третье место получил Жаракат Махамбет, выпускник КазНАИ им. Т. Жургенова.

Финалисты-победители были награждены дипломами соответственно І, ІІ, ІІІ степени и денежными призами, а все остальные участники – сертификатами конкурса.

Можно отметить то, что название конкурса обращает наше внимание на явление преемственности ювелирного мастерства многими поколениями: самые ранние археологические находки украшений на территории Казахстана относятся к эпохе неолита. Другой важный момент уже нашей действительности – это государственный документ “Программа «Рухани жаңғыру»”, в которой обозначены приоритеты развития общества. «Духовное возрождение», «Современная казахстанская культура в глобальном мире» как краткие названия-тезисы Программы вполне можно отметить в содержании работ участников конкурса.

Так чем же всё-таки отличаются выделенные работы? Начну свой обзор с покорившего жюри гарнитура, получившего первое место.

В наборе Мадины Нурпеисовой, серьгах и подвеске (серебро, бирюза), любопытно обращение к выразительному изобразительному искусству древних петроглифов страны. Свободная рельефная импровизация сюжетов в авторском исполнении напоминает наскальные изображения урочища Ешкиольмес со сценами охоты. Художница применяет интересный прием размещения фигур охотников в своих композициях – они находятся на «свитке», закрепленном на сторонах ромбов – общего абриса украшений. А ромб, как мы помним, это древний символ плодородия, часто встречающийся в украшениях разных эпох истории Казахстана. Интересно, как Мадина решает соединение сторон ромба, – оно напоминает крепление плотными витками проволоки украшений сакской эпохи и сохранившегося до наших дней в способах закрепления верёвками кереге юрты. Эти, безусловно, интересные находки в композиции, отсылающие наше внимание вновь к истории страны и народному искусству. Необычна и актуальная асимметрия в решении сережек – на правой серьге изображен всадник-охотник-воин, на левой – горный козел, символ небесной хварны, хорошо знакомой нам по находкам из кургана Иссык. В серьгах фигуры символические фигуры всадника и горного козла выводятся за пределы композиционной плоскости развернутого «свитка».

Подвеска с большим камнем-желваком бирюзы (и камень выбран со смыслом, фирузе – персидское слово, а переводится как победа!) продолжает авторскую тему древней охоты в гарнитуре. В подвеске интересен приём решения серебряного фона для фигур, он патинирован и создает необходимый контраст для полированных изображений охотников.

Итак, мы видим новое авторское решение гарнитура женских украшений. В нем органично отразились традиционные приемы казахского ювелирного дела, исторические образы и смелость авторского композиционного замысла. Целостное видение в единой теме разных и сложных частей набора – всегда  интересный процесс, позволяющий оценить и усилия, и озарения художника.

 

Второе место отдано Султану Куанышу за сохранение и интерпретацию традиций народного ювелирного дела – выбор форм, материалов (перламутра и жемчуга), техники зерни, филиграни в орнаментальной композиции и позолоты серебра. Набор украшений молодого художника выполнен в сложной сквозной и накладной филиграни. Перламутр, по народным поверьям, мощный оберег от злого сглаза, а жемчуг в тюркском средневековье означал высочайший символ сущности духовного. В традиционное время сохранился народный обычай освящать перламутровые и жемчужные ожерелья под «лучами молодого месяца, чтобы иметь много детей: небесным светилам прежде всего отводилась роль оплодотворяющего начала» (Н.Г. Борозна).

 

 

И, наконец, третье место  было присуждено Жаракат Махамбету за освоение и сохранение традиционных приёмов выполнения украшений и их деталей – в частности, серебряного кольца свахи құдағи жүзік; подвески – кулона с цепочкой ручной сборки, в которой каждое отдельное звено запаивается и соединяется со следующим, и использование в декоре цветной эмали, столь характерной для украшений Южного Казахстана.

Безусловно, все представленные на выставке украшения молодых авторов ценны своими поисками эмоционального образа и содержательной формы, но конкурс отличается духом соревнования, сравнения, и это всегда выбор!

Очень хочется думать о том, что проявленная инициатива при организации городского конкурса молодых художников-ювелиров, обязательно будет продолжена и в дальнейшем приобретет масштабы яркого художественного события всей страны и зарубежья! Как продолжение конкурса в следующие годы можно будет предлагать разные номинации, например, «Сохранение традиций», «Художественный образ», «Новые материалы», «Уникальные формы» и многие другие; категории – так, украшения могут быть выполнены и в материале, и в макете или в 3D, то есть возможности здесь неограниченны.

 

С. А. Шкляева, кандидат искусствоведения,

профессор КазНАИ им. Т. К. Жургенова