Жумагалиев Муслим родился в Караганде в семье из рода, который долгое время занимался оружейным делом, а с 1733 года стал работать над изготовлением «жасау».
Справка: Жасау — приданое дочери. Издревле родители начинали его готовить за много лет до предполагаемой свадьбы. Пословица «Жасауды алты жастан жинасаң асады, жеті жастан жинасаң жетеді» тому подтверждение. В переводе сказано: «Если с шести лет начинать собирать приданое, соберёшь с избытком, если с семи — с достатком». Готовя приданое невесте, учитывали всё до мелочей. В жасау давали красивые ювелирные украшения, ковры, текемет (войлочный ковер), одежду, посуду и, конечно же, саукеле (головной убор невесты), который символизирует невинность. Жасау невесты часто обходилось очень дорого, иногда превышало стоимость калыма. Но подготовка приданого для дочери был вопросом чести. Во-первых, потому что это традиция, а во-вторых, это репутация рода. Казахи говорят: «Қалыңсыз қыз болса да, кәдесіз қыз болмайды» («Если даже девушка и осталась без калыма, без приданного она не останется никогда»).
Детство Муслима прошло рядом с дедушкой, а предметы, которые мы сейчас называем «материальным наследием народа», окружали его в обыденной жизни. Пользоваться ими было так же естественно, как дышать, пасти лошадей, помогать дедушке в работе и слушать его рассказы.
Впервые он осознал, что окружавшие всё его детство предметы являются культурными ценностями, когда после смерти дедушки сотрудники Ленинградского этнографического музея забрали инструменты и многие другие вещи из его дома в свой музей. Понял, что этнографические исследования, на которые ориентируются современные люди, частично писались со слов людей его рода.
Сегодня мы все знаем Жумагалиева Муслима Садыковича как создателя театра национальных традиций «Арлан Жете»», заслуженного деятеля искусств РК, доцента КазНАИ им.Т.Жургенева.
Учителя и мастера, пропагандиста. Он нашел тот СВОЙ путь, который всегда в себе чувствовал и о котором ему говорил дед: «Узнал сам — расскажи десяти». Только цифры у него уже на порядок выше. Его театр объехал почти весь Мир. «Мы не были только на Южном и Северном полюсе» — шутит Муслим Садыкович.
Путь к этому был очень длинным. Во время службы в Германии он участвовал в реставрации «Дрезденской галереи». Там получил рекомендации для обучения в реставраторских мастерских ведущих музеев мира. Но решил вернуться в Советский Союз и поступил в Московский Художественный Вуз вольным слушателем. Проучился там совсем не долго, после декабрьских событий 1986 года был исключен. В Алматы его не приняли в ВУЗ как члена семьи репрессированных и он поступил Алматинское художественное училище по специальности «Графический дизайн». Закончил с отличием. После учебы оформил более 200 объектов (ресторанов, магазинов, общественных учреждений). Решил продолжить учиться. Поступил в Жургеневку и понял, что учится по специальности графический дизайн ему уже неинтересно. В первом семестре он попросил о переводе на специальность «Дизайн костюма» и уже на третьем курсе оказался с коллекцией своих работ в Париже, на показах молодежных веток. Его модели показывались рядом с коллекциями мэтров всемирной моды — Пьером Карденом, Тедом Лапидусом, Вячеславом Зайцевым.
Три года подряд 1995-96-97 участвовал в фестивале «Сезоны Востока» в г. Алматы. Там он впервые столкнулся с беззастенчивым копированием своих работ именитыми дизайнерами.
И вынес из этого главное: «Раз нас копируют, значит, мы не хуже. Мы — лучше».
Он еще успел поработать на Алма- Атинской трикотажной фабрике дизайнером экспериментального цеха. Пережил время, когда легкая промышленность республики была разрушена. Почувствовал разочарование в индустрии моды. Побродил в запасниках этнографического музея г. Ленинград и пришел к решению заняться воссозданием исторического костюма казахов. В его рабочей библиотеке до сих пор есть книга «Историческое костюмы народов СССР», в котором был представлен единственный костюм казахов 1974 года из синтетического дешёвого бархата и капрона. И он всей своей жизнью доказывает, что это не имеет ничего общего с исторической правдой.
Первые костюмы для театра национальных традиций «Арлан Жете» были созданы 1995 году. Тогда же началось формирование коллектива театра. А в 1998 году они уже принимали участие в презентации новой столицы Казахстана — Астаны. Сегодня в коллективе театра работает примерно 200 человек, имеется 300 рабочих костюмов и поставлены спектакли, рассказывающие об обрядах сопровождавших человека от рождения до смерти. Базой театра служит КазНАИ им.Т.Жургенева.
История рождения театра, рассказ о том, как подтвердилась мысль о высоком росте казахских батыров, история о том, как удалось получить такие уникальные ткани для костюмов, подробные рассказы о рождении костюмов заслуживает отдельной, подробной истории. И мы очень постараемся ее написать. Надеемся, в плотном рабочем графике Муслима Садыковича найдётся время рассказать об этом поподробнее.
А пока я искренне завидую всем людям, которые увидят выступление этого театра впервые.
С нетерпением жду своей второй встречи с искусством этого коллектива.
Не пропустите!
Место встречи прежнее. Алматы. Арбат.
Время выступления театра 29 апреля 2017г с 13.00-до 13.45 .
Мы Вас ждем!
Автор статьи : Ирина Волкова